ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    31 марта 2000 »
    7 декабря 2001 »
    8 ноября 2001 »
    19 августа 1998 »
    18 декабря 2000 »
    24 апреля 1998 »
    5 марта 2002 »
    28 января 2003 »
    18 июля 2001 »
    11 июля 2002 »
    14 августа 2002 »
    26 марта 1998 »
    27 мая 2004 »
    18 октября 2000

    Хайдер грозит уйти.

    Бывший лидер австрийской ультраправой Партии свободы Йорг Хайдер заявил, что его партия, набравшая очень мало голосов на прошедших в выходные региональных выборах, может выйти из коалиционного правительства. На выборах в парламент земли Штирия ультраправые потеряли половину голосов - за них проголосовали всего 13 процентов избирателей. По мнению корреспондента радиостанции "Немецкая волна", результаты голосования в какой-то мере стали оценкой деятельности нынешнего австрийского правительства, в которое входят консервативная Народная партия и Партия свободы.




    ПОЛИТИКА


    14.11.2001

    ТОПОР И КРЕСТ.

    (Перечитывая роман "Преступление и наказание").

    В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига".

    Бунт или смирение (символически - топор или крест) - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.

    В романе "Преступление и наказание" бунт выбрал Раскольников, смирение - Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.

    Преступление Раскольникова - идейное, философское. Но ради какой цели он бунтует, идет на преступление? Чаще всего главной идеей Раскольникова признается идея наполеонизма.

    Нередко его идее давалось и противоположное толкование: герой объявлялся прообразом революционеров всех времен. Сам Достоевский в черновиках пишет: "Его идея: взять во власть это общество, чтобы делать ему добро". Современные исследователи ищут немеханический способ соединения двух мотивов преступления Раскольникова.

    Известно, какое значение для Достоевского имело творчество Пушкина. Но один из ключевых моментов исторических размышлений Пушкина связан с образом Петра Первого. Именно пушкинская трактовка этого образа, по моему убеждению, и оказала влияние на Достоевского вообще и на идею Раскольникова в частности (а за ним и на других подобных его героев, Ивана Карамазова прежде всего).

    Пушкин видел в Петре "воплощение одновременно Робеспьера и Наполеона", причем уточнял, что Наполеон - "воплощение революции", и даже считал, что "Петр I презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон". Россия, по Пушкину, совместила обе фигуры (Робеспьера и Наполеона) в одном лице - в Петре Первом. И разве не эти слова Пушкина о Петре полнее всего раскрывают душу Раскольникова?

    В статье "Два лагеря теоретиков" Достоевский пишет: "Развитие народа совершается веками, уничтожение добытого им может быть задачей тоже одних только веков. Вот в том-то и была ошибка Петра, что он захотел сразу - за свою одну жизнь - переменить нравы, обычаи, воззрения русского народа".

    Но Раскольников ведь тоже ищет таких средств осуществления своего идеала, которые решили бы дело сразу и немедленно. В этом именно пункте он полемизирует с социалистами: "За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый народ и торговый, "общим счастием" занимался... Нет, мне жизнь однажды дается, и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться "всеобщего счастья". Я и сам жить хочу, а то лучше уж и не жить". И в черновиках: "Я не хочу ждать. Я хочу моих человеческих прав сейчас же... Я не так, как социалисты. Да и не надо мне ничего, я хочу властвовать". Кстати, в черновиках романа Раскольников прямо связывался с Петром ("Голландец Петр").

    Само сравнение Раскольникова с Петром Первым, может быть, сознательно проведенное Достоевским, позволяет сделать выводы. Во-первых, из признания Достоевским необходимости петровских преобразований вытекает мысль о необходимости бунта самого Раскольникова. Во-вторых, нам виднее становится перспектива увеличения масштаба образа Раскольникова. И наконец, через это сравнение мы выходим к проблеме народа, чью историческую волю выразил Петр. Раскольников тоже "народен настолько, насколько он выражал в себе стремление народа обновиться". Но "как факт" Раскольников тоже "в высшей степени антинароден". И другие слова Достоевского о Петре:

    "Факт преобразования был верен, но формы его были не русские, не национальные, а нередко и прямо противоречившие народному духу" - тоже можно отнести к бунту Раскольникова. Это и делает его бунт столь противоречивым!

    Через Петра Первого можно понять и неожиданность (внешнюю) перерождения Раскольникова. Говоря о Петре, Достоевский замечает: "И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля! Никогда никто не отрывался так от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону, вслед за своим убеждением". Но ведь так же "оторвался от почвы" и "круто повернул" Раскольников!

    В бунте Раскольникова нельзя не видеть бунта и самого народа, крестьянства. Не случайно ведь и убийство совершается Раскольниковым топором, а топор - символ крестьянского движения (Чернышевский звал Русь "к топору"!).

    У Достоевского бунт и смирение необычайно сближены. Смирение должно родиться из самого бунта, на самой его границе.

    Отрицание, бунт, зло признаются Достоевским, но лишь в той мере, в какой позволяют родить "обратный толчок", более серьезный - к спасению, добру, смирению. Этот толчок ощутил и Раскольников.

    Но в "Преступлении и наказании" смирение дано и в чистом виде - в образе Сони Мармеладовой. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, Соня не только стремится спасти его, но и раскрывает глубину собственного духовного мира. Преклониться перед землей - это преклониться перед "народной правдой".

    Пасть на землю - значит, как Антей, прислониться к земле и получить от нее силу. В образе Сони дан не только второй путь - смирение, но и второй из двух народных типов, изображающих "весь русский народ в целом". Раскольников и Соня Мармеладова - равновеликие фигуры.

    Провозглашая в пушкинской речи: "Смирись, гордый человек!" - Достоевский призывал не к рабскому смирению перед существующим строем. Он призывал смириться перед народной правдой. Сближение Раскольникова с Соней Мармеладовой - это и есть "примирение цивилизации с народным началом", примирение западников и славянофилов (основа почвенничества). Отсюда именно должен был начаться истинный русский путь, "великий будущий подвиг". Для Раскольникова это - "новая история". Она должна была раскрыться в продолжении "Братьев Карамазовых", ибо именно по такому пути должен был пойти Алексей Карамазов, но тоже после преступления - покушения на царя.

    Суть не в том, что Раскольников "придумал" свою идею или попытался "совместить несовместимое", а этого, дескать, делать нельзя. Извращение его идеи произошло объективно, по законам того мира, в котором жил Раскольников. Он сам выразил собой логику этой жизни, вобрал ее в себя и довел до конца, предугадав тем самым будущие катаклизмы истории.

    Как ни парадоксальна, на первый взгляд, моя мысль, но Раскольников является носителем идеи прогресса. Нынешнее замалчивание критики Марксом буржуазных отношений, когда мы окунулись в них и ощущаем, что называется, на собственной шкуре, может сыграть тоже отрицательную роль. Маркс подчеркивал, что в будущем "человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых".

    Можно сказать, что Раскольников выразил, точнее - довел до конца логику буржуазной "европейской цивилизации" и "петербургского периода развития России", а также логику "политического социализма", который представлялся писателю лишь вариантом буржуазности. Эта логика, по Достоевскому, ведет в бездну всеобщего хаоса и раздора. Этой-то "европейской цивилизации" и противостоит Соня Мармеладова.

    Но суть в том, что "европейской цивилизации" противостоит в романе и сам Раскольников. Его преступление - это и проверка, проба себя: способен ли он, русский человек, стать "прогрессистом европейского толка"? А за этим вопросом встает более общий: может ли Россия идти дальше по пути буржуазного прогресса? Своей судьбой Раскольников ответил: нет.

    ...Кстати, любопытную расшифровку фамилии, имени и отчества героя предложил С. Белов: Раскольников Родион Романович - раскол родины Романовых. С этим можно согласиться, учитывая значимость имен у Достоевского. Раскольников вмещает в себя это великое "раздвоение" - всю расколотую Родину. Не только прошлую, но и сегодняшнюю.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    20 сентября 1997

    Цеппелиновые рейсы.

    В небо над германским городом Фридрихсхафен для испытательного полета поднялся бело-голубой дирижабль "Цеппелин НТ", первый из серии воздушных судов, которые намерена выпускать эта известная немецкая фирма. В отличие от прежних "цеппелинов", прославившихся своими катастрофами, новый 75-метровый дирижабль заполняется негорючим гелием, а не водородом. Он обладает большей маневренностью, так как снабжен тремя двигателями. Гондола рассчитана на 12 пассажиров и двух пилотов. Первый полет длился 45 минут и прошел успешно.

    Фото Ассошиэйтед Пресс.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard