ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    21 марта 2001 »
    7 февраля 2001 »
    23 августа 2002 »
    20 июля 2001 »
    6 июля 2001 »
    3 февраля 2001 »
    23 апреля 2004 »
    9 октября 1998 »
    23 июня 1998 »
    16 ноября 2000 »
    28 марта 2001 »
    13 сентября 2001 »
    18 января 2002 »
    25 марта 2000

    Сегодня встречаются: "Крылья Советов" (Самара) - "Уралан"…

    морец" (Новороссийск).




    ПОЛИТИКА


    18.09.1997

    Федеральные стандарты оплаты жилья ставят регионы в неравное положение.

    ОДНИМ из элементов смягчения для населения последствий перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг стал так называемый федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на 1 квадратный метр жилой площади в месяц. Его величина на 1997 год установлена приложением к постановлению правительства от 26 мая 1997 г. N621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". При средней величине этого стандарта в республике 8200 руб. в региональном разрезе она колеблется от 6000 руб. в Центрально-Черноземном районе до 13.100 рублей в Дальневосточном районе. Кроме того, повышенные стандарты - соответственно 12.700, 12.900, 13.500 и 16.900 рублей - установлены для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, входящих в Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточные районы.

    При установлении федеральных стандартов предельной стоимости ЖКУ их разработчики руководствовались потребностями самого жилищно-коммунального хозяйства в экономических условиях различных регионов. На самом деле, не может удельная стоимость жилищно-коммунальных услуг, например, в Восточно-Сибирском районе, быть ниже, чем в Центральном. Однако при таком подходе к расчету федеральных стандартов появилась реальная опасность, что жители многих субъектов Российской Федерации окажутся в крайне невыигрышном положении. Это подтверждается элементарными экономическими расчетами.

    Постановление устанавливает прямую экономическую заинтересованность администрации регионов в сокращении расходов региональных бюджетов на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Это определяется введением механизма наказания "непокорных" региональных администраций: федеральные власти намерены сократить трансферты Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с учетом величины дополнительных дотаций, предоставляемых жилищно-коммунальному хозяйству в результате отклонения от установленных федеральных стандартов уровня платежей граждан в пределах социальной нормы жилья (напомним, что на 1997 г. они установлены на уровне 35 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, но не более 16 процентов совокупных семейных доходов). Следовательно, с высокой степенью вероятности можно предположить, что администрации регионов при расчетах стоимости жилищно-коммунальных услуг будут, скорее всего, ориентироваться именно на установленные предельные их значения.

    Посмотрим теперь, что это будет означать для доходов жителей отдельных регионов - субъектов Российской Федерации. Из приводимой таблицы видно, что межрегиональная дифференциация доходов населения России, например в марте 1997 г., была настолько велика, что отношение размера предельной стоимости ЖКУ к ним в стране в целом отличалось почти в 22 раза, составляя от 0,18% в Москве (Центральный район) до 3,91 - в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (Восточно-Сибирский район). Значителен разрыв между этими отношениями и на территориях, расположенных в пределах одного и того же района. Так, в Западно-Сибирском районе данный разрыв составил 8,4 раза, Центральном - 7,7, Восточно-Сибирском - 4,4, Северо-Кавказском - 3,1, Дальневосточном - 2,6, Поволжском и Уральском - 2,2, Северном - 2,1, Северо-Западном - 1,9, Волго-Вятском - 1,5 и Центрально-Черноземном районе - 1,4 раза.

    Следовательно, жители разных районов смогут оплачивать различное количество жилой площади в пределах установленных 16 процентов совокупного семейного дохода и 35 процентов стоимости ЖКУ. Например, в марте 1997 г. в Москве при душевых денежных доходах 3302,9 тыс. рублей и при предельной стоимости ЖКУ 6100 рублей в расчете на 1 квадратный метр средний москвич мог оплатить почти 250 квадратных метров жилья ((0,16 3302,9 тыс. рублей: 0,35*6,1 тыс. рублей/кв.метр). При полной же оплате всего федерального стандарта социальной нормы площади жилья (33 квадратных метра для одиноко проживающего человека) средний москвич израсходовал бы на эти цели всего 6,1 процента своего совокупного дохода (100 6,1 тыс. рублей 33 квадратных метра): 3302,9 тыс. руб.).

    Понятно, что это условные расчеты: жилье сверх социальной нормы будет оплачиваться по полной стоимости ЖКУ. Однако и при этом на 16 процентов своего месячного дохода в 3302,9 тыс. рублей средний одиноко проживающий москвич сможет реально оплатить ЖКУ для квартиры общей площадью более 108 квадратных метров (33 кв. метра + ((0,16 3302,9 тыс. рублей) - (0,35*6,1 тыс. рублей/кв. метр 33 кв. метра)): 6,1 тыс. рублей/кв. метр).

    Можно сказать, что Москва является исключением. Как, впрочем, и Ямало-Ненецкий автономный округ, средний житель которого может реально оплатить ЖКУ для квартиры общей площадью более 81 квадратного метра. Однако и в таких "обычных" регионах, как, например, Самарская, Пермская и Липецкая области, этот показатель составляет соответственно 42,4, 41,8 и 38,8 квадратного метра, то есть превосходит федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на одиноко проживающего человека.

    Средние величины, конечно, скрывают расслоение населения по уровню доходов внутри самих относительно высокодоходных регионов. И субсидии в них тем жителям, которые не смогут оплачивать 35 процентов стоимости ЖКУ, безусловно, остаются. Но все познается в сравнении - выделяется та группа регионов, в которых подавляющее большинство жителей вообще не смогут оплачивать социальную норму жилья, установленную федеральным стандартом.

    Так, в Агинском Бурятском автономном округе, где душевые доходы в марте 1997 г. составили всего 346,1 тыс. рублей, а предельная стоимость ЖКУ определена в 9 тыс. руб., средний житель округа сможет оплатить ЖКУ для 17,5 квадратного метра жилья, что почти в 2 раза меньше федерального стандарта его социальной нормы на одиноко проживающего человека. Если семья в округе состоит из двух человек, то уровень "недобора" оплаты составит 7 квадратных метров (соответствующий федеральный стандарт - 42 квадратных метра). И только семья, состоящая из трех человек, имеет возможность оплатить практически все 35% стоимости ЖКУ (федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек - 18 квадратных метров). Однако это будет возможно только при условии, если с ростом числа членов семьи душевые доходы в последней не снижаются. На самом же деле в структуре третьих и последующих членов семьи повышенную долю имеют дети и неработающие пенсионеры.

    Немногим лучше оказалась ситуация в Республике Дагестан, где житель республики может оплатить ЖКУ для 19,2 квадратного метра жилья, Алтайском крае (20,2 квадратного метра), Еврейский автономной области (20,4 квадратного метра) и некоторых других регионах.

    Очевидно, что единственный резерв местных администраций - это действия, направленные на снижение фактической удельной стоимости ЖКУ. Однако в настоящее время, по-видимому, здесь резервы не очень велики: по данным фонда "Институт развития города" доля муниципального жилья, обслуживаемого на конкурсной основе в I квартале 1997 г., даже в Москве составила всего 25 процентов. В других городах эта доля была еще ниже: например, в Петрозаводске и Риге она не превышала 15 процентов, а в Нижнем Новгороде несколько превысила 10 процентов. Попытки же административным образом снизить предельную стоимость ЖКУ обернутся не чем иным, как сохранением прежней нагрузки местных бюджетов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства.

    Все сказанное убеждает в том, что существующей модели жилищно-коммунальной реформы присущ принципиальный недостаток. Он заключается в том, что при ее проведении не учитываются реальные возможности населения различных регионов в оплате ЖКУ. Положение может быть исправлено, если сроки проведения реформы будут дифференцированы по регионам. В простейшем случае федеральный стандарт предельной стоимости ЖКУ должен быть дифференцирован в разрезе не 11 районов Российской Федерации, а 89 ее субъектов.

    В противном случае правительство рискует создать дополнительный фактор развития центробежных тенденций и региональной автаркии.

    Автор - заместитель проректора по научной работе Высшей школы экономики.

    Влияние на доходы населения использования предельной стоимости ЖКУ в 1997 г.

    Предельная Денежные Отношение Максим. Минимальное

    стоимость доходы в предельной отношение отношение

    предост-ых расчете на стоимости

    ЖКУ на 1 кв.м душу предост-ых

    общей населения ЖКУ на 1 кв.м

    площади в марте общей площади

    жилья в месяц 1997 г. (*) жилья в месяц

    на 1997 г. на 1997 г. к

    душевым

    денежным

    доходам в

    марте 1997 г.

    тыс. руб. тыс. руб. % % %

    Российская

    Федерация

    (в среднем 8,2 862,5 0,95 3,91 (Усть-

    Ордынский

    Бурятский АО) 0,18 (Москва)

    по экономическим районам

    Северный 10,0 903,2 1,11 1,68 (Архангельская

    область) 0,81 (Мурманская область)

    Северо-

    Западный 8,6 673,6 1,28 1,75 (Псковская

    область) 0,94 (Санкт-Петербург)

    Центральный 6,1 738,8 0,83 1,38 (Тверская

    область) 0,18(Москва)

    Волго-Вятский 6,2 499,8 1,24 1,61 (Республика

    Марий Эл) 1,04 (Кировская область)

    Центрально-

    Черноземный 6,0 529,0 1,13 1,31(Курская

    область) 0,92 (Липецкая область)

    Поволжский 6,3 531,2 1,19 1,70 (Республика

    Калмыкия) 0,76(Самарская область)

    Северо-

    Кавказский 6,3 424,9 1,48 3,41 (Республика

    Ингушетия) 1,09 (Ставропольский край)

    Уральский 7,1 616,4 1,15 1,68 (Коми-

    Пермяцкий АО) 0,78 (Пермская область)

    Западно-

    Сибирский 8,9 1315,3 0,68 2,26 (Алтайский

    край) 0,27 (Ямало-Ненецкий АО)

    Восточно-

    Сибирский 9,0 658,3 1,37 3,91 (Усть-Ордынский

    Бурятский АО) 0,88 (Таймырский и Эвенкийский АО)

    Дальне-

    восточный 13,1 1020,8 1,28 2,24 (Еврейская АО) 0,86 (Республика Саха (Якутия)

    Калинин-

    градская

    область 9,4 607,6 1,55 Средняя невзвешенная величина.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    2 июля 1998

    Восьмое "Послание к человеку".

    С 1 по 8 июля в Петербурге проходит 8-й Международный кинофестиваль документального, короткометражного игрового и анимационного кино "Послание к человеку".

    На этот раз к конкурсному отбору представлено более 700 фильмов из 54 стран. В программе фестиваля - международный конкурс, конкурс дебютов, специальные программы.

    Жюри главного конкурса возглавит Фолькер Шлендорф, в качестве почетного гостя приглашен Тонино Гуэрра.

    Ирина НАЧАРОВА.

    С.-Петербург.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard