ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    16 июня 2001 »
    28 мая 1998 »
    28 августа 2001 »
    27 сентября 2001 »
    26 июня 1997 »
    29 ноября 2001 »
    22 сентября 2004 »
    9 ноября 2001 »
    5 декабря 2000 »
    17 марта 2003 »
    22 сентября 2000 »
    10 июня 2001 »
    7 марта 2001 »
    30 мая 1997

    Латвийский ЗИЛ приехал в авиацию.

    Кооперация.

    Грузовые автомашины возрождающегося ЗИЛа стали основой для создания новой серии аэродромной техники, которая показана 29 мая в Шереметьево. Однако удобный автопоезд для перевозки 150 пассажиров, набор контейнеровозов, автолифты и погрузчики, используемые для обслуживания лайнеров, выпускаются в Риге специализированной инженерно-промышленной компанией "ЛАС-1". Применение зиловских автомобилей и российских комплектующих в конструкциях, сообщил директор латвийской компании А.Шалагинов, позволило установить цены на 40-50 процентов ниже, чем на соответствующие зарубежные аналоги.




    ПОЛИТИКА


    7.02.2003

    Инна КЛЕНИЦКАЯ, учитель литературы: Не "Асю" нужно читать, а "Дикую собаку Динго".

    Продолжаем дискуссию о преподавании литературы в школе. Нетрадиционный взгляд на проблему обозревателю "Известий-Науки" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ высказывает учитель литературы московской школы N 538 Инна КЛЕНИЦКАЯ.

    - Смею утверждать, что литературного образования у нас не существует...

    - И это говорит учитель литературы с многолетним стажем...

    - Посудите сами: когда я беру новый 9-й или 10-й класс, то всегда спрашиваю ребят, какие из изученных в предыдущие годы художественных произведений им понравились. И неизменно называются два-три. Но это же катастрофа! А нынешний мой 10-й заявил: никакие. Дети моих знакомых сказали, что в их классе "Преступление и наказание" прочитали только два человека. А роман-то уже пройден! Сочинения - это повальное списывание без понимания смысла. И все это фактически признается чиновниками от образования, расценивается ими как нечто неизбежное. Отсюда - разрешение пользоваться текстами на экзаменах и беспрепятственное распространение огромного количества опубликованных шпаргалок.

    - Ну в общем-то об этом мы уже много раз писали. Вопрос лишь в том, что с этим делать.

    - Дело в самой программе по литературе. Она у нас "бездетна", то есть совсем не ориентирована на реального ребенка, на его возможности, интересы и потребности. В 5-8-х классах (это дети 10-13 лет) почти нет детской и подростковой литературы. А ведь именно она наиболее близка школьникам этого возраста и может пробудить в них интерес к чтению. Вместе с тем программа перенасыщена произведениями классики, которые "средним" школьникам совсем не по возрасту. Ведь для восприятия классики нужна и какая-то база начитанности, и определенный опыт чувств.

    - Но в нашей школе всегда учили на классических образцах...

    - Да. Но что-то нужно и менять: мы не можем отменить законы возрастной психологии. Не "Асю" нужно читать в 13 лет, а "Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви". Не сложнейший философско-психологический рассказ Толстого "После бала", а "Эхо" Нагибина, рассказы Сарояна "Война" и "Акробаты", где те же проблемы тонко, психологично поданы в доступной детям форме, через восприятие их ровесников. Еще в ХIХ веке основоположники методики русской словесности предостерегали от преждевременного "опрокидывания" на гимназистов классики! К классике нужно готовить и давать ее не раньше 9-10-го класса. Тогда она "пойдет" и вызовет эмоциональный отклик. Если, конечно, из программы этих классов будут убраны давно устаревшие произведения, которые были гениальны для своего времени, но потеряли непосредственное читательское значение. Нельзя же, в самом деле, всерьез думать, что у современного подростка можно воспитать любовь к чтению на "Бедной Лизе" Карамзина или одах Ломоносова!

    - Таким образом, вы отвергаете историко-литературную основу преподавания литературы?

    - Для среднего звена - безусловно отвергаю. Для старших классов - нет, но при условии, что этот принцип не будет превалирующим. В том-то и первопричина наших бед, что начиная с 5-го класса программа по литературе построена на историко-литературной основе. А это значит, что главным принципом отбора произведений для изучения становится их значимость для своего времени и для развития русской литературы. Но ведь литература - единственная из основных школьных дисциплин, которая является не наукой, а искусством. И воздействует на нас через эмоции. Если произведение искусства оставляет человека равнодушным, оно для него потеряно. А историко-литературный принцип программы не позволяет изучать литературу как искусство. Принцип этот противоречит и основному положению дидактики - идти от простого к сложному. У нас сначала классика, а потом - литература второй половины ХХ века. Ну нет же ни одной другой школьной дисциплины, которая предлагала бы детям изучать сначала сложное, а потом - простое.

    - Ну я-то не считаю литературу второй половины ХХ века простой. Мне кажется, что понять и оценить ее можно лишь имея крепкую базу прочитанного "до того". По какому принципу вы предложили бы отбирать произведения для школьной программы?

    - По принципу их наибольшего эмоционально-нравственного влияния на современного подростка. Разумеется, это должны быть подлинно художественные произведения, сгруппированные не в хронологическом порядке, а по темам, по сходности вызываемых эмоций. Изучать же нужно произведения как таковые: психологию и характеры персонажей, мысль автора, а не историю создания вещи, ее значение для своего времени и развития литературы...

    - В чем тогда, с вашей точки зрения, должна быть цель преподавания литературы?

    - Ее подсказывает сама жизнь. Цель эта - развить эмоции подростка; через проникновение во внутренний мир литературных героев научить его лучше понимать людей, самого себя и основные закономерности жизни, как они отражены автором. Ведь школа - не филфак.

    - Ведь когда-то велись дискуссии на эту тему...

    - Конечно. Пик споров о преподавании литературы пришелся на 60-80-е годы. Учителя, родители, деятели искусства однозначно высказались против литературоведческого уклона, за то, чтобы художественное произведение помогало подростку постичь людей, себя, прививало любовь к книге. Сергей Образцов писал, что ученик тогда только заинтересуется литературой, когда будет понимать, "какое отношение изучаемое произведение имеет к той реальной жизни, которой он живет вне урока". Предостерегал от преждевременного навязывания детям взрослой литературы и Виктор Астафьев.

    - Уверена, что у вас будет множество противников. Как быть, например, с чисто гуманитарными детьми, которым уже в 6-м классе интересно изучать литературу (а специализация-то предполагается лишь в 10-11-х классах)? Как бы не упростить настолько, что следующая ступень станет уже деградацией предмета...

    - Ну я-то рассуждаю как учитель самых простых учеников самой простой школы, которых гораздо больше. Конечно же должны быть учтены и интересы врожденных гуманитариев. Как? Нужно думать. Я считаю, что комиссия по составлению стандартов должна быть обновлена. Пусть в нее войдут лучшие писатели, пишущие для детей и подростков, специалисты по детской литературе, детские психологи. А из учителей-практиков - непременно представители не только историко-литературного, но и психолого-педагогического направления.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    23 августа 2002

    ШАХТА "РАСПАДСКАЯ" (МЕЖДУРЕЧЕНСК) СЛАВИТСЯ НЕ ТОЛЬКО МИЛЛИОНАМИ ДОБЫТОГО УГЛЯ, НО И СВОИМИ ТАЛАНТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ.

    Канун горняцкого праздника стал поводом для открытия на шахте персональной выставки картин Николая Солдатова. На протяжении 28 лет свой труд предприятию он отдавал углем, еще 10 - охраной в службе безопасности. "Нести в народ" свои картины Николай долго не решался. К званию "художник" не был готов, хотя о его творчестве коллеги знали уже давно. Поговаривают, что легендарная чеканка на фасаде комбината - тоже его мастерских рук дело.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard